Go To Top

О современных коммуникативных технологиях в организациях

Представьте себе традиционное совещание обычной организации. Участники, сидящие за круглым столом, председательствующий – как правило, руководитель организации. Каков механизм такого совещания? Каждый из участников высказывается, председательствующий выслушивает и делает свои выводы. На таком совещании руководитель говорит в среднем 70% рабочего времени совещания, а также сам принимает решение. Это эффективный механизм принятия решений, который используется в бизнесе уже много лет.

Однако время не стоит на месте. Все постоянно меняется, в том числе и современные организации. Сейчас в бизнесе работают люди с разнообразнейшим опытом и знаниями. И становится все более очевидно, что некоторые решения необходимо принимать с учетом той информации и того опыта, которые есть у специалистов вашей организации.

Итак, вы выяснили, что у вас в компании есть специалисты, которые владеют нужной информацией для принятия того или иного решения. Теперь задача состоит в том, чтобы эту информацию консолидировать, «вытащить», и, самое главное, преобразовать в эффективное руководство к действию. И тут оказывается, что как раз это самое сложное.

На практике 90% проблем в работе с группой связаны с процессом работы, а не с ее содержанием. То есть, нужной информацией группа владеет, и делиться готовы, но…. Но получается, что поговорить поговорили, и вроде бы столько умных мыслей и идей прозвучало, а вот что теперь с этим делать – никто не знает.

И здесь на помощь вам могут прийти методы фасилитации. Что это такое? За этим сложным и красивым словом стоят технологии для решения задач обсуждения, и работы с мнениями. То есть, фасилитация – это набор инструментов, которые позволят вам облегчить работу с группой. А уж делать с этим вы можете все, что хотите: принимать коллективные решения, набрасывать план действий, генерировать новые идеи, решать проблемные и «болезненные» вопросы, составлять планы развития, и многое, многое другое. Все те шаги, которые требуют «коллективного разума» можно, и даже нужно, решать с помощью методов фасилитации. 

Навыки фасилитации на настоящий момент входят в компетенции грамотного современного руководителя, а также специалистов, отвечающих за организационное развитие. Однако фасилитация покоряет Россию достаточно медленно и сейчас немного есть специалистов, которые умеют проводить фасилитационные сессии на профессиональном уровне.

Фасилитатор отличается от председательствующего на совещании тем, что он максимально сконцентрирован на процессе сессии, при этом к содержанию ее он совершенно нейтрален. Фасилитатор точно знает технологию, он умеет запускать процесс групповой работы, при этом  на решение группы он не влияет никоим образом. Группа принимает решения и генерирует идеи абсолютно самостоятельно. Фасилитатор отвечает за конечный результат, как раз за то, чтобы после сессии не было ощущения «встретились, поговорили, а дальше что?» Это человек, отвечающий за эффективность работы группы. И это не так просто. Недаром навыкам фасилитации обучаются у сертифицированных специалистов. В марте 2013 года такое обучение прошло и в городе Иркутске, наша область пополнила свои ряды сертифицированными фасилитаторами. 

Вот что думают о фасилитации руководители и специалисты нашего города, ознакомившиеся с этим инструментом:


«Такой формат проведения совещания новый для нас. Хочется отметить, что фасилитация позволила организовать обсуждение вопроса и выполнить все пункты совещания с интересом, продуктивно и без потери времени. По итогам совещания был составлен реальный план, а именно получены списки возможных направлений развития, выработаны четкие задачи, сроки, назначены ответственные лица. Уверен, что применение фасилитационных инструментов займет достойное место в разработке новых идей, в ведении бизнес-процессов и выработке стратегий развития нашей компании.»

Худилов Евгений Владимирович 
Исполнительный директор ООО «Янта»

«Фасилитация - отличная форма поиска решения проблем в бизнесе, ее применение позволяет максимально раскрыть потенциал группы специалистов и руководителей в поиске решений проблемных вопросов т.к. сверху группа не ограничена единоличным мнением высшего руководства и к рассмотрению предлагаются  идеи всех участников, которые в ходе работы по важности ранжируются самой группой. Данная форма групповой работы наиболее удачна при подготовке предложений для принятия решения высшим руководством т.к. в нашем случае участие в работе принимали наиболее компетентные в этом направлении сотрудники холдинга.»

Нарвут Олег Геннадьевич
Первый заместитель исполнительного директора
по организации торговли
ООО "Янтарь"


Как руководитель крупного предприятия, могу с уверенностью сказать, что фасилитация  - великолепный инструмент для современной корпоративной работы, применимый в различных областях жизнедеятельности предприятия. В настоящее время одним из насущных вопросов на предприятии является вовлечение сотрудников в участие в формировании направлений для дальнейшего развития, создание новых подходов к управлению, создание новых видов продуктов и услуг.  Часто перед руководителем стоит задача сбора креативных идей, методик.  В этом случае применение фасилитационной технологии будет неоспоримо выгодным инструментом, так как в процессе участия в фасилитационной сессии сотрудники не только генерируют идеи,   но и определяют наиболее интересные и актуальные, разрабатывают под них технологии внедрения и распределяют зоны своей личной и групповой ответственности за результат. Данная методика дополнительно позволяет вскрыть часто скрытые и замалчиваемые недовольства и конфликты,  которые тормозят развитие предприятия, обозначить риски при внедрении, особенно со стороны коллектива. Применение методов фасилитации позволит за минимальное количество времени (1-2-3 дня мозгового штурма коллектива) получить результат в виде конкретного проекта, на создание которого традиционным путем ушел бы не один месяц, а может быть и год. И не факт, что созданный обычным способом проект был бы столь же актуальным, реалистичным, уникальным, вдохновляющим сотрудников на его воплощение, как созданный путем применения техники фасилитации. Познакомившись с данной технологией, я теперь точно знаю, что многие мои управленческие стратегии будут обязательно включать техники фасилитации.

Дорофеева Ирина Борисовна
генеральный директор предприятий
аптечной сети "Селеста"


В нашей компании методы фасилитации использовались для рождения Миссии компании. Процесс этот очень неоднозначный и творческий, фасилитационные сессии проходили со всеми ключевыми сотрудниками в течение нескольких дней. Что мы получили в итоге? Живую Миссию компании, которая находит отклик в сердцах каждого из наших сотрудников. И незабываемые воспоминания о том, как проходили дни фасилитационных сессий – активно, в совместном созидательном участии, сплачивающем коллектив. 

Могу совершенно точно сказать, что инструменты фасилитации буду использовать и дальше, и сейчас уже намечены несколько проектов, в которых мы будем работать фасилитационными сессиями.

Как вы видите, спектр применения фасилитации чрезвычайно широк. Ее используют как в виде самостоятельных фасилитационных сессий, так и включают элементами в тренинги. Также в формате фасилитационных сессий эффективно проводить стратегические сессии, некоторые совещания, профессиональные клубы, различные собрания с целью обмена опытом.

Анна Кузнецова
тренинг-менеджер торговой сети «Слата»


16 мая 2013 г.  я провела в нашей компании совещание с элементами фасилитации. Состав участников включал в себя топ-менеджеров и менеджеров среднего звена холдинга. Казалось сложным свести вместе различные точки зрения людей из разных подразделений, но применение фасилитационных инструментов помогло сфокусировать участников на ключевых вопросах и создать продуктивную, творческую рабочую атмосферу. По итогам совещания были получены списки возможных направлений развития, выработаны четкие задачи, сроки, и назначены ответственные лица. Уверена, что применение фасилитационных инструментов займет достойное место в разработке новых идей и  выработке стратегий развития нашей компании. 

Наталья Кузнецова
ведущий тренинг-менеджер
управления продаж ООО «Янта»


Проводила фасилитационную сессию для консультантов корпорации «Сибирское здоровье» в г. Ангарске. Результаты превзошли ожидания. Запрос: активизировать консультантов на работу в 2013 года. В результате, участники сессии, кроме намеченных стандартных шагов, придумали новые способы продаж, построения структуры, а также составили план действий и назначили ответственных лиц. 

В тот же день после окончания сессии участники с энтузиазмом и азартом принялись за работу. А уже на следующий день одной из участниц сессии была успешно проведена школа с использованием изобретенных на фасилитационной сессии методов.

Заказчик – ведущий лидер корпорации «Сибирское здоровье» Светлана Грушене осталась очень довольна, и заключила договор на ежемесячное проведение фасилитационных сессий.

Анна Горелова
бизнес-коуч, тренер 


Я провел планёрку с сотрудниками в формате фасилитации, очень доволен результатами. Есть несколько плюсов, которые хочется отметить:

  1. Такие сессии сплачивают коллектив;
  2. Дают большой ресурс для решения тех вопросов, которые я в одиночку возможно никогда бы не решил;
  3. Сотрудники сами для себя находят решения, составляют план действий и с энтузиазмом определяют "контрольную точку", в которой хотят проверить свои достижения, а если таковые не случились, то и сделать анализ "почему?".

Олег Деревяшко
руководитель агентства недвижимости "СоветникЪ"
г. Братск


В тренингах я всегда использую фасилитацию, если это уместно в рамках заданной темы. Из опыта могу поделиться примером использования фасилитации в тренинге по командообразованию в компании «Бизнес-Маркетинг-Групп» в городе Улан-Удэ.

Для вовлечения в созидательный процесс всегда необходимо «попасть в боль» группы. Вопрос должен быть «фасилитирующим». И мы выбрали такой: «Что мы можем сделать, чтобы стать высокопрофессиональной командой в сфере рекламного бизнеса?». В течение 2-х часов группа пришла к очень серьёзным задачам, вот некоторые из них:

  1. Необходимо внести коррективы в структуру компании, где все корпоративные связи чётко прослеживаются. Для этого:
    • Формализовать функционал каждой должности и каждого рабочего места;
    • Пересмотреть стандарты компании, согласно новым ценностям;
  2. Создать реестр дополнительного образования, необходимого для каждого подразделения.
  3. Убедить руководство о внедрении системы развития персонала по горизонтальной карьере.
  4. Внедрить в компании слоган «Всё, что происходит сейчас с тобой – находится в 100%-ной твоей ответственности».

Образовалась инициативная группа, которая взяла на себя ответственность по действиям и срокам.

Любовь Мелентьева
руководитель кадрово-консалтингового центра «Альянс»


С методами фасилитации знакома давно, с удовольствием применяю в тренинговой и консалтинговой работе. Вот один из примеров: крупная строительная компания, ключевой вопрос – улучшение взаимодействия работы подразделений. В группе, собранной для обсуждения этого вопроса,  24 участника: директора и ключевые специалисты, представители разных подразделений: производственный отдел, отдел продаж, отдел снабжения, отдел по персоналу.

Как правило, на  собраниях, где решаются вопросы взаимодействия между отделами,  люди склонны говорить о том, что не нравится в работе других подразделений. Соответственно, включаются эмоции и конструктивного диалога не получается. Следовательно, и результата тоже. Для того, чтобы продуктивно обсудить необходимый вопрос, мы провели собрание в формате фасилитационной сессии.  Результат работы: группой были разработаны конкретные предложения для каждого подразделения, с целью повышения слаженности и результативности работы предприятия в целом.

Из отзывов участников совещания: такой конструктивный диалог дает ощутимые результаты и экономит время, а также способствует взаимопониманию между людьми и сплачиванию коллектива.

Лариса Янченко
руководитель консалтингового центра Бизнес-Резонанс


В нашем городе на базе Консалтингового центра  «Бизнес-Резонанс» и Кадрово-консалтингового центра «Альянс» сформировано Профессиональное Сообщество Фасилитаторов (ПСФ). В нем состоят сертифицированные специалисты, имеющие успешный опыт проведения фасилитационных сессий. ПСФ оказывает услуги в проведении фасилитационных сессий в компаниях, совещаний, масштабных коммуникационных мероприятий, конференций.